Великий колокол Дхаммазеди являлся наиболее крупным колоколом, когда-либо созданным человеком. Его высота составляла порядка шести метров, ширина – более трех с половиной метров, а вес – около трехсот тонн (знаменитый на весь мир московский Царь-Колокол весит двести тонн). Точнее, это рукотворное чудо, как многие считают, до сих пор существует, поэтому говорить о нем в прошедшем времени, возможно, не совсем корректно (esoreiter.ru).
Великий колокол был отлит примерно в 1480 году по приказу короля Дхаммазеди, руководившего средневековым государством Хантавади, на территории которого сегодня располагается Мьянма. Удивительное изделие стало подарком короля местной пагоде Шведагон. Первоначально правитель никакого подарка не планировал, однако его поданные по ошибке собрали с народа ненужный налог, и тогда Дхаммазеди решил потратить «лишние» деньги из казны на создание рекордного колокола для прославления Будды.
Загадки великого колокола
Незадолго до планировавшейся отливки королевский астролог посоветовал Дхаммазеди перенести дату изготовления колокола, поскольку работу начали в неблагоприятное время, когда на планету влияло созвездие Крокодила. Советник был убежден, что в противном случае колокол получится дефективным и не будет звонить. Правитель послушался этого совета, и дату отливки перенесли на более поздний срок. Когда в сигнальный инструмент ударили впервые, звук оказался не самым приятным. По словам советника короля, это произошло потому, что колокол все равно отлили с нарушением некоторых астрологических требований. Тем не менее, в дальнейшем звон колокола стал более благозвучным.
Металлами для создания Великого колокола Дхаммазеди стали медь, олово, золото и серебро. Этот шедевр также инкрустировали сапфирами и изумрудами.
В 1583 году в пагоде Шведагон оказался венецианский писатель и купец Гаспаро Бальби, который был неимоверно поражен колоколом. Путешественника впечатлили не только невиданные размеры и богатые украшения сигнального инструмента, но также загадочные мелкие символы, которые были выгравированы на изделии. В своем походном дневнике Бальби написал, что весь колокол исписан непонятными иероглифами, которых хватило бы на толстую книгу.
Купец пообщался со здешними жителями, в том числе с монахами, и выяснил, что никто из них не в состоянии прочитать таинственные надписи. Оказалось, что местные жители просто не знали этого языка, а очевидцы создания колокола давно уже на небесах.
Высшие силы защитили колокол
В 1608 году араканские завоеватели решили расплавить колокол и отлить из полученного металла корабельные пушки. Великий колокол Дхаммазеди сняли с пагоды и потащили к реке Ситаун на слонах. Там колокол погрузили на плот, а плот привязали к флагманскому кораблю. Судно не доплыло и до середины реки, когда плот не выдержал веса колокола и пошел ко дну, утянув вслед за собой и корабль. По мнению буддистов, высшие силы не позволили, чтобы колокол был переплавлен на оружие.
С тех пор этот шедевр считается утерянным. Согласно некоторым историческим источникам, во время речных отливов колокол был виден в реке вплоть до конца девятнадцатого века. Сегодня бытует мнение, что если Великий колокол Дхаммазеди действительно покоится на дне Ситауна, то в наши дни он похоронен под несколькими метрами ила. Разумеется, предпринимались неоднократные попытки найти его, однако они оказались безрезультатными, поскольку вода здесь очень мутная, а на дне к тому же имеется множество остовов затонувших кораблей.
За последнюю четверть века специалисты спускались со снаряжением в Ситаун по меньшей мере восемь раз, но тщетно. В связи с тем, что колокол считается национальным достоянием Мьянмы и одним из символов буддистской веры, можно предположить, что попытки найти его будут предприниматься и в дальнейшем. Тем более, что современная техника вполне способна это сделать, главное, чтобы нашлись спонсоры.