В последнее время в сети Интернет стали доступны древние карты разных территорий Земли. Происхождение этих карт различно. Но в основном карты сканированы из атласов и собраний карт, хранящихся в библиотеках. Вопрос о возможных подделках таких карт не ставился и не исследовался.
Самые древние карты датируются несколькими веками до новой эры. Такие карты единичны. Они обладают низкой точностью, малой информативностью. На них нанесено малое количество обозначений. Более поздние карты встречаются также в небольших количествах. Массово картографирование развернулось в средневековье. Даже этого времени термины, которыми изобилуют карты, не все доступны для современного понимания.
В связи с этим, некоторые исследователи поднимают вопрос о существовании неких средневековых государств, которые, по их мнению, нанесены на указанные карты, но о которых нет никаких сведений в исторической литературе. Основным таким термином является термин «тартария» и производные от него. По мнению указанных исследователей, якобы существовала страна, или даже империя по имени Тартария, которая занимала обширные земли на Евроазиатском континенте. Более того, эти же исследователи обнаруживают связь между «Тартарией» и современными татарами.
Данная работа посвящена исследованию и установлению значений географических терминов, нанесённых на древние карты, дабы подтвердить предположения о неких забытых средневековых государствах, либо исключить возможность исторического манипулирования всего лишь созвучными или неправильно понятыми словами.
Определение географического соответствия термина «Тартария»
Рассмотрим карту «Carte de Tartarie», выпущенную в 1706 году Королевской академией наук (Париж). Само название карты акцентирует внимание на термине «Tartarie», указывая, что эта карта составлена в отношении того объекта, который обозначался в 1706 году указанным термином. Причём, поскольку карты обычно имели и имеют широкий круг пользователей, то название карты должно было быть хорошо известно этим самым пользователям.
В названии карты применён термин «…de Tartarie» в единственном числе. То есть это означает, что карта даёт географическое описание единственного объекта, заключённого в термине «Tartarie». Однако на указанной карте изображены: Русская равнина до Чёрного моря и Каспия, Сибирь, Дальний Восток, Центральная Азия, включая Северную Индию, Юго-Восточная Азия, включая большую часть современного Китая. Это, по мнению парижских составителей, всё одна или один Tartarie?! Итак, рассмотрим подробнее термины, нанесённые на указанную карту.
В Северное Причерноморье помещена «Petite Tartarie» и рядом с ней есть надпись – «Nogais». Выше над ней изображена «Украина» и через тире уточнено, что это «Pay des cosaques». Захватывая всю Украину и распространяясь на север, включая бассейн Двины, – простирается «Moscovie Europeane». В самом центре «Moscovie Europeane» помещена область «Russie Moscovite». На территории Предкавказья мы видим обозначение «Pays des Circasses». И рядом помещено название «Circassie». На северном берегу Каспия помещена надпись «Pays de Bochleatan». Выше – «Les Nogais». Ещё выше – «Royame d’Astracan». Ещё выше – «Duche de Bulgar». И рядом – «Les Ufimzi».
Рис. 1. Карта Тартарии. Внешний вид.
Выше Казани – «Roy de casan». Далее – «Viatka», «Zirannie», «Permie». К востоку от Казани – «Tartares de Tumen». Вся северная часть Азии обозначена как «Tartarie Moscovite», причём, самым большим шрифтом. Сибирь названа – «Royame de Sibirie». В Северном Китае расположена «Tartarie Occidentale». Выше – «Tartarie Chinoise». Ещё выше – «Tartarie Oriental». Восточнее – «Royaume de Coree». На крайнем востоке, между 45 – 50 градусами северной широты – «Terre d’Eso». В Центральной Азии – «Tartarie Independante».
Итак, на рассматриваемой карте 1706 года указаны 7 (семь) «Тартарий»: 1) Tartarie Moscovite (Московская), 2) Tartarie Occidentale (Западная), 3) Tartarie Chinoise (Синитическая), 4) Tartarie Oriental (Восточная), 5) Tartarie Independante (Центральная), 6) Petite Tartarie (Малая) и 7) Tartares de Tumen (Тюменская). Анализируя эти Тартарии, видим, что их названия имеют большую схожесть с современными названиями некоторых частей Азии.
Рис. 2. Фрагмент карты 1706 года с изображением Синитической, Западной и Восточной Тартарий
Сейчас «Восточная Азия – часть Азии, примыкающая к Тихому океану в умеренном, субтропическом и тропическом поясах от 20 до 60 градусов северной широты. Включает восточные районы Российской Федерации и Китая, Японию, КНДР и Республику Корея» [БЭС]. Восточная Тартария располагается там же, но занимает чуть меньше территории – между 45 и 55 градусами северной широты. Синитическая Тартария (Tartarie Chinoise; см. рис. 2) находится чуть ниже и тоже входит в современную Восточную Азию. К этому же современному региону в основном относится Западная Тартария (Tartarie Occidentale; см. рис. 2), которая частью своей лежит в современной Восточной Азии.
Рис. 3. Фрагмент карты 1706 года с изображением Центральной Тартарии
Центральная Тартария (Tartarie Independante; см. рис. 3) находится точно в том же самом месте, в котором сегодня располагается Центральная Азия: «Центральная Азия – Central Asia, внутриматериковая часть Азии. На востоке ограничена Большим Хинганом и хребтом Тайханшань, на юге – долинами верхнего течения Инда и Брахмапутры, на западе и севере – горами Восточного Казахстана, Алтая и Саян (Монголия и Китай)» [ССГН, 2000]. Другой словарь напрямую указывает, что «Центральная Азия – Туркестан» [ГНМ, 2001], а на представленном фрагменте карты мы видим, что под «Tartarie Independante» помещён как раз Туркестан.
Рис. 4. Фрагмент карты 1706 года с изображением Московской Тартарии
Московская Тартария (Tartarie Moscovite; см. рис. 4) располагается там же, где сегодня помещена Северная Азия – субрегион Евразии, состоящий только из азиатской части России (в период существования Российской империи и СССР – без Средней Азии). В современной России это Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа.
Рис. 5. Два фрагмента карт: слева – Северное Причерноморье перед 1706 годом
Малая Тартария (Petite Tartarie; см. рис. 5) размещается к северу, через Чёрное море от той территории, которую сейчас называем Малой Азией (Asia Minor). Напомним, что в 1239 году Крым был завоёван монгольским войском хана Бату. С этого времени Степной Крым становится азиатской территорией. В течение 14 – 15 веков турки-османы уничтожили Византию, создав на её обломках Османскую империю, и в 1441 году образовали Крымское Ханство с азиатским народом. С 1475 года Крымское ханство под Османской империей. И только 19 апреля 1783 года Императрицей Екатериной II подписан Манифест о присоединении [Пирожников, 1913] к Российской империи Крыма и Таманского полуострова.
Таким образом, карты 1593 года и 1706 года показывают одну и ту же территорию – Северное Причерноморье, – но обнаруживают два разных подхода. Первый, французский, утверждает, что на указанной территории расположена Тартария; второй, бельгийский, показывает, что эта территория называется «Крым». То есть бельгийские картографы не называют эту территорию Азией=Тартарией. Хотя, заметим, показывали присутствие здесь азиатов традиционным для картографов способом – изобразили двух людей в азиатских одеждах.
Рис. 6. Фрагмент карты России
На карте 1562 года [Карта: Россия, 1562] Тартария изображена всего одна. Она начинается, если судить по положению первой буквы «Т», ещё в Причерноморских степях и простирается на восток, где, в целом, эта Тартария совпадает с Северной Азией (см. рис. 4) и с Центральной Азией (см. рис. 3). Это совпадение подтверждается ещё и совпадением Туркестана с карты 1706 года с метами распространения тюрков (Turk) с карты 1562 года (расположены к востоку от Каспия). Отметим также, что на карте 1562 года также поименована Тюмень, но она не обозначена татарской, как на карте 1706 года.
Рис. 7. Фрагмент карты с изображением Тартарии на месте Центральной Азии
На фрагменте карты «Tartariae sive magni chami regni» Ортелия [Карта: Тартария, 1570] видна только одна Тартария, которую картограф поместил на место современной Центральной Азии. Вновь мы можем ориентироваться по данной карте, сопоставляя известные названия: например, Туркестан. Причём, надпись «Tartaria» разъяснена сопутствующей фразой. Она мелкими буквами нанесена после и под главной надписью «Тартария», причём, через запятую, явно разъясняя: «Que Sarmatiam Asiaricam, vtramque Scythiam veterum comprebendit».
Переведём. Латинское «Que» – союз «или». Латинское «Sarmatiam» – «Сарматия». Латинское «Asiaticam» – «азиаты, Азия». Латинское «utramque» – «каждый из обоих, и тот и другой, оба». Латинское «Scythiam» – «Скифия». Латинское «veterum» – «старина, прошлое». Латинское «comprehendit» – «связывать, излагать». То есть получаем фразу на русском: «Тартария, или Сарматская Азия, или и та, и другая Скифия в древнем изложении». То есть, говоря простыми словами, в 1570 году западные картографы пытались ввести для обозначения азиатских территорий новое название – ТАРТАРИЯ. При этом устаревшими названиями этих же территорий они считали: Сарматию, Азию и Скифию.
Рис. 8. Фрагмент карты Азии, датированы 1550 – 1560 годами
В подтверждение правильности наших выводов приведём ещё одну карту того же самого времени. Она так и называется – «Карта Азии» и датирована 1550 – 1560 годами [Карта: Азия, 1550]. На этой карте мы видим всё те же территории, расположенные к востоку от реки Волга. Географическая точность этой карты позволяет желать лучшего, но всё же мы можем привязаться на изображённой на этой карте местности. В центре карты с юга на севре протянулись некие горы. Они лежат в междуречье Дона (на карте – Tanais, слева) и Волги (на карте – Rha, справа внизу).
Сарматская Азия (ASIAtica) находится в среднем течении Волги и уходит на восток. Там соприкасается со Скифией. То есть на этой карте мы видим абсолютно то же, что и на карте 1570 года, только названное по-другому: вместо нанесённых на карту 1550 года Сарматской Азии и Скифии, как они назывались в древнем изложении, на карте 1570 года эти территории переименованы в Тартарию. Заметим также, что вместо «Малой Тартарии» в Крыму на карте 1550 года изображена Европейская Сарматия. И ещё одна Скифия размещена в верховьях Волги.
Рис. 9. Фрагмент карты Мира
То, что именно АЗИЯ является более древним названием территорий (как сказано в карте 1570 года), видно, например, из карты [Карта: Мир, 1100]. Здесь весь мир поделён всего на три зоны-континента: Европу, Азию и Африку. Разделение Европы и Азии идёт по реке Танаис – Дон. Именно такое разделение мы видим и на карте 1550 года [Карта: Азия, 1550]. На карте 1562 года [Карта: Россия, 1562] Тартария также начинается с реки Танаис-Дон и распространяется на восток. На более поздних карта (см. выше) Тартария начинается с приволжских территорий и распространяется на восток.
Рис. 10. Фрагмент карты Тартарии 1640 года
На карте Тартарии 1640 – 1650 годов, выпущенной в Амстердаме [Карта: Тартария, 1640], изображённая на ней территория начинается с Волги и простирается на восток. Однако, кроме названия «Тартарский океан» указанного вместо «Скифский океан», на этой карте не изображено ни одной Тартарии. Хотя, казалось бы, эта карта с рассмотренной нами выше картой 1706 года является практически современницами. А на карте Тартарии, изготовленной в Антверпене [Карта: Тартария, 1598], Тартарией названа только Северная Азия и часть Центральной Азии. Океан, который на карте 1640 года назван Тартарским океаном, здесь именуется – Скифский океан.
Рис. 11. Фрагмент карты Тартарии 1598 года
Таким образом, на основании вышеизложенного можем сделать вывод о том, что с помощью термина «Тартария» средневековые западные картографы проводили компанию по переименованию более древнего названия «Азия» в новое «Тартария». Однако такая картографическая инициатива не прижилась, и древнее название «Азия» сохранилось за этой частью света.
Причины попытки смены названия Азии на Тартарию
Название «Азия», закрепившееся на картах, действительно имеет древнее происхождение. Уже на карте мира Мелы [Карта: Мир, 43], датированной 43 годом до н.э., все те территории, которые сейчас именуются Азией, так и назывались (см. рис. 12). На карте мира Гиппарха [Карта: Мир 150] те же территории называются Азией (см. рис. 13). Кроме того, у Гиппарха территории, лежащие к северу от Каспийского моря, – то есть Поволжье, названы Скифией.
Рис. 12. Фрагмент карты 43 года до н.э.
Рис. 13. Фрагмент карты 150 года
2.1. Об отсутствии библейских терминов на древних картах
Почему на самых древних картах нет библейских терминов? Дело в том, что до рубежа новой эры еврейские религиозные догмы сохранялись только в еврейской общине и не выходили за её пределы, поэтому в географии и других науках, а также именах правителей и простых людей применялись термины из общеиндоевропейской традиции, или праславянские термины. Ни христианства, ни ислама в это время не существовало. Но после рубежа новой эры, а ислам с 7-го века, эти две секты стали активно развиваться и насаждать свою идеологию. В том числе и в виде географических терминов.
Рис. 13-1. Фрагмент карты Мира Гекатия 500 года до н.э., западная часть
Рис. 13-2. Фрагмент карты Мира Гекатия 500 года до н.э.
Например, на карте Мира Гекатия (см. рис. 13-1 и 13-2) изображён Средиземноморский мир, известный в то время местным учёным [Карта: Мир, –500]. Здесь мы не видим ни одного библейского термина. Например, отсутствует и Греция, и Эллада, хотя, вроде бы, термин «Древняя Греция» относится даже к началу 3-го тыс. до н.э. И такое отсутствие объяснимо – никакой «Греции» и никакой «Эллады» в это время не существовало.
Считается, что впервые термин «Эллины» для обозначения всех «греков» встречается у поэта Архилоха (7 в. до н.э.). Но он описывает другие страны, которые, по его мнению, были всего лишь колонизированы «греками», то есть, естественно, ни один из колонизированных народов не являлся эллинами. По свидетельству Геродота, в Навкратисе (Египет), основанном в 7 в. до н.э. колонистами из 9 греческих городов был построен общий храм и назван Элленионом, но это не означало существования Древней Греции. Гомер (8 – 7 вв. до н.э.) применял этноним «эллины» лишь к племени, обитавшему на территории небольшой области в Южной Фессалии, а Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) помещал Элладу в Эпире [СИЭ, ст. Эллины]. Напомним, Эпир – это Северная Греция, причём, уже в 168 г. до н.э. Эпир был завоёван римлянами и вошёл в состав римской провинции Ахайя [ИС].
Рис. 13-3. Фрагмент карты Мира, составленной Гомером
Естественно, создатель карты в 500-м году до н.э. и не собирался включать в неё разнообразные малые племена, которые сами себя возомнили народами, на короткий срок появились на мировой арене и также быстро с неё сошли. Мы говорим о греках-эллинах. Но никакой «Греции» или «Эллады» не включил в состав своей карты (см. рис. 13-3) и Гомер, который, вроде бы, упоминал греков. Зато он нанёс такие центры, как Финикия, Фракия, Крит, Родус.
Рис. 13-4. Фрагмент карты Мира, составленной Абу Риханом Бируни
Не нанёс на карту ни «Греции», ни «Эллады» и другой картограф – Бируни (см. рис. 13-4), который в своей карте отразил мир по состоянию на 1030 год. И на этих карта вместе с отсутствующими «центрами цивилизации» – Римм и Грецией – показана Россия, а также Туркестан, который позже попытаются переназвать Тартарией. Такое положение на карте заставляет в очередной раз задаться вопрос о соотношении «Греции» (Византии) и Руси: где был центр цивилизации, если «Грецию» даже не удосужились нанести на карту?
О термине «Азия»
До новой эры цивилизация не только и не столько была в Анатолии. Главное ядро цивилизации находилось в Центральной России. Через это ядро проходили важнейшие торговые пути, которые начались с обменных операций серебром, совершаемых праславянами среднестоговской культуры (7 – 5 тыс. до н.э.) Северного Причерноморья – Юга Руси. К 3-му тыс. до н.э. сложились пути на основе торговли нефритом. Они впервые связали Центральную Русь с Алтаем, то есть с теми местами, которые гораздо позже будут называться Туркестаном. В это же время в России процветала торговля янтарём и лазуритом. К середине 1-го тыс. до н.э. Северным шёлковым путём через Русь шёлк доставлялся в Европу – это в те времена, когда ещё Южный шёлковый путь был неизвестен. Всё это основано на данных археологии. Эти пути мы подробно описали в работе [Тюняев, 2011]. И только в силу того, что эти пути начали заходить в земли Шумера и Египта, в последних смогли сформироваться известные цивилизации.
Ядро современного человека сформировалось в Древнейшей Руси [Клёсов, Тюняев, 2010] и со временем вылилось в русский народ [Тюняев, 2008]. За 50 тысячелетий развития сформировалась развитая мифология [Тюняев, 2011a], датированная выдающимися работами академика Б.А. Рыбакова временем верхнего палеолита – мезолита и неолита, то есть 50 – 15 – 6 тыс. лет до н.э. В начальном периоде мифология касалась только двух божеств – Мокоши (богини Вселенной) и Волоса (бога людей, богатства). В мезолите мифология развилась – появился Сварог и другие персонажи древнерусских астральных мифов.
Ближе к концу мезолита, то есть примерно в 10-м тыс. до н.э., сформировался облик звёздного существа – змея-дракона Юши. Он – соответствие созвездию Дракона. Его функция – держать Землю, чтобы не упала: на небе змей Юша расположился кольцом вокруг точки, именуемой полюсом эклиптики. Предназначение «Держать Землю» заключается в том, что по телу Юши ось Земли совершает прецессионное движение вокруг полюса эклиптики. Полный цикл вращения – 25750 тысяч лет. Это время разбито на 12 эр, каждая из которых соответствует тому или иному древнерусскому божественному персонажу. Позже эти астрономические мифы и знания были слепо и глупо заимствованы примитивными народами и переработаны ими в библейскую религию.
Имя змея Юши имеет множество вариантов звучания и написания. Наиболее русское – Яз, Яжа, Яже, Уж, Яг, Ус, Яс. Все помнят древнюю припевку: «Сидит Яша под мосточком, грызёт орешки калёные». Семитизированные варианты – Яша, Ажи, Аджи, Ша, Шэ и т.п. Первые варианты остались зафиксированными в древнерусских и славянских обрядовых песнях. Последние варианты встречаются в вавилонской и других восточных мифологиях. Сравните, например, имя «индийского» НАГА и русского ЯГА по известной схеме Nipone=Япония. Имя Яз означает «первый» (ср. раз, аз-буки-веди и т.д.) и одновременно «уж». Этот вид пресмыкающихся на Руси издревле почитался в качестве хранителей дома. Изображения змей-ужей известны с раннего неолита (см., например, трипольскую культуру; 6 – 3 тыс. до н.э.; Южная Русь), а скульптурки – с мезолита (верхневолжская культура; 7 – 6 тыс. до н.э.; Русь).
Всё это мы приводим в данной статье для того, чтобы очень кратко вернуться к истокам термина АЗИЯ. Он образован от имени АЗА-Яже, то есть от имени змея Яже, держащего Землю. Точно по такой же схеме образовано имя Европы, которую вынес из воды мифологический Велос в образе быка. Эти мифы выстроены не на пустом месте. Каждый из них имеет под собой твёрдую историческую почву. В частности, Европа, всплывающая на загривке быка Велеса, буквально означает то, что Европейский континент сформировался из пучин океана очень поздно – всего около 50 млн. лет назад, в то время как Русская равнина имеет возраст 4,5 миллиарда лет. Такой же возраст имеет Сибирь. Африка (фрик – причленение) присоединилась к Евразии только 10 миллионов лет назад.
Рис. 14. Фрагмент карты
Поэтому именно к Русской равнине и Сибири относится древнее название АЗИИ – потому что это ПЕРВЫЙ континент, континент номер АЗ. Континент, через который проходит земная ОСЬ – сравните узб. Osiyo, тадж. Осиёи, при кирг. Азия, туркм. Aziya.
Именно поэтому на картах [Карта: Тартария, 1570] (см. рис. 7) и [Карта: Тартария, 1598] (см. рис. 11) помещена такая фраза: «Тартария, или Сарматская Азия, или и та, и другая Скифия в древнем изложении», а на более древних картах, как, например, на карте [Карта: Азия, 1550] (см. рис. 8) термином «АЗИЯ», в сопровождении терминов «Сарматия» и «Скифия», отмечены именно земли Русской равнины. Азия – изначальное название ЮЖных земель Русской равнины (см. рис. 14). А после того, как предки русского народа освоили Сибирь и другие по-современному азиатские районы, все эти районы в совокупности стали называться Азией. А в туземных мифологиях приход руссов зафиксирован сюжетами о змеях-нагах, змеях-асах, о великанах-асах и т.д.
Опираясь на данные мифологии, антропологии, археологии и лингвистики, мы восстановили путь миграции древнерусского рода змея Яза (Яже). Примерно в 10 – 8-м тыс. до н.э. этот род первым откололся от древнерусского пространства и двинулся на ЮГ. Именно поэтому сторона, в которую удалился род Юга (Яже), стала называться его именем – ЮГ, а направление — ЮЖное. Род змея Яже сформировал в южных землях в том числе и древнешумерскую цивилизацию, в мифах которой его имя сохранилось в варианте ШЕ, Шемшук и др.
Примерно в 6-м тыс. до н.э. род Яже продвинулся ещё дальше на восток и осел в Северном Афганистане. Здесь потомок змея Яже – «Ажи-Дахака (авест.), в иранской мифологии дракон (ажи), в легендарной истории иноземный царь – узурпатор» [ЭМНМ, 1988, ст. Ажи-Дахака]. Кстати, термин «узур-патор» так и переводится – УЖ-ПАПА. «Образ Ажи-Дахака подвергся историзации: ранее дракон Ажи-Дахака постепенно обретал человеческий облик, пока не стал царём Заххаком, арабом по происхождению. По некоторым поздним армянским и собственно иранским источникам, кое-где в Мидии и, вероятно, Кабуле сохранялось почитание Ажи-Дахака. Местные правители возводили к нему свои родословные или рассказывали легенды о службе своих предков при дворе Ажи-Дахака» [ЭМНМ, 1988, ст. Ажи-Дахака].
|
[+]—— Юша – Змей, держащий Землю (Ас; праздник 11 сент. по стар.; 21 сент. по нов.)
|
…
|
| |
+——— Ажи—Дахака
| [7 – 5—е тыс. до н.э.]
|
+——— Мардас (араб, Кабул)
| [4 – 3—е тыс. до н.э.]
|
+——— Заххак (араб, Кабул; первый иудей)
| [R1a1; ашкеназы]
| [3 – 2—е тыс. до н.э.]
|
+——— Мехраб (араб, Кабул)
|
+——— Рудаба (арабка) + Заля
|
+——— Рустам + Тахмина (афрасиабка)
| |
| +——— Сухраб (служащит Афрасиабу)
|
+——— Шагад
Рис. 15. Фрагмент Родословной славянских богов и народов [Тюняев, 2011a].
В этом месте повествования мы вернулись именно на ту территорию, которая и названа именем Аза (Яже) – Центральная Азия, на востоке ограничена Большим Хинганом и хребтом Тайханшань, на юге – долинами верхнего течения Инда и Брахмапутры, на западе и севере – горами Восточного Казахстана, Алтая и Саян (Монголия и Китай) (см. рис. 3).
И, наконец, мы приходим к энциклопедическому утверждению, что «Центральная Азия – это Туркестан» [ГНМ, 2001]. Почему произошло такое отождествление? Причина этого, как и всех древних названий, лежит в соответствующих пластах мифологий рассматриваемого региона. А местная мифология запечатлена в Авесте и других древних источниках. В них повествуется, что в 3-м тыс. до н.э. в эти места пришёл древнерусский род Богумира – сына Дажьбога, внука Перуна, правнука Сварога. Здесь Богумира звали также Имир, Йима, Джима, Джамшид. Именно в его правление случился потоп, от которого Богумир спрятался сами и спрятал свой народ и животных в построенной ими ВАРЕ (укреплённом городе). Богумир правил тысячу лет, и это было время золотого века.
Однако с юга пришёл змей Заххак из рода Яже. Он первым сформулировал основы иудаизма. Отсюда и название иудеев – JUDE (то есть ЮД). А, напомним, академик Б.А. Рыбаков определял одно из древних имён змея Яже как ЮДО – или чудо ЮДО [Рыбаков, 1981]. Отсюда же происходит и название иудейского рода – АШкеназы (сравните, «Яшка» + «назим», множественное число). Придя в земли Богумира-Джамшида, Заххак принялся прививать иудаизм в его царстве. «Заххак убил Джамшида, занял его трон и установил тысячелетнее (без одного дня) царствование зла» [ЭМНМ, 1988, И.С. Брагинский, ст. Заххак]. С этих событий именно в этом регионе начинают разворачиваться те истории, на основании которых позже сложится иудейская и библейская «история».
О термине «Земля Хамова»
Карта 1640 года [Карта: Тартария, 1640] озаглавлена «Tartaria sive magni chami imperium». Аналогично называется карта Ортелия [Карта: Тартария, 1570]: «Tartariae sive magni chami regni» 1570 года. И точно так же называется карта 1598 года [Карта: Тартария, 1598]: «Tartariae sive magni chami regni». Аналогично называется карта 1705 года – «Tartaria, sive Magni Chami Imperium» [Карта: Тартария, 1705]. Можно привести ещё массу карт с таким же названием. Очевидно, картографы вкладывали в это название некий важный смысл, который к 16-му веку приобрёл особо важное значение: важное настолько, что западные учёные хотели его зафиксировать навечно в виде названия массы восточных территорий.
Фраза «sive Magni Chami Imperium» переводится с латинского как «или Великого Хама Империя» (в других случаях использовано слово «regni» – «область»). То есть Тартария – это империя Великого Хама.
Как говорит Библейская энциклопедия, текст которой впервые увидел свет в 1891 году: «Хам – один из трех сыновей Ноя. Империи Ассирийская и Египетская были основаны потомками Хама», имя его означает «тёмный, загорелый, смуглый» (Быт. VI, 10) [БЭ, ст. Хам]. А Э. Нюстрем в «Библейском энциклопедическом словаре» ещё в 1868 году давал другой перевод: «Хам – жаркий» [Нюстрем, 1868]. А в «Библейском словаре Брокгауза» записано: «Хам («горячий») – младший из трёх сыновей Ноя (Быт 9:24). То, что Хам насмехался над опьяневшим отцом, стало причиной наложенного на него Богом проклятия (Быт 9:20-27)» [Ринекер, 1994].
То есть из этимологии имени Хама можно было бы сделать вывод, что землёй Хама называют те земли, в которых обитают смуглые монголоиды – это как раз те земли, которые отмечались на картах различными Тартариями. Однако «в псалмах выражения «шатры Хамовы» (Пс 77:51) или «земля Хамова» (Пс 104:23, 27; 105:22) означают Египет» [Ринекер, 1994], в связи с чем возникает вопрос: неужели картографы средних веков не знали, что земля Хама находится в Египте? Или, может, быть, картографы правильные земли называли хамовыми, а сейчас историки стали ошибочно считать такой землёй Египет?
Во фрагменте Родословной славянских богов и народов (см. рис. 16) показана генеалогия царей Турана и прилежащих территорий. Напомним, «Афрасиаб – в иранской мифологии предводитель туранцев. По более поздним преданиям (особенно в «Шахнаме»), Афрасиаб, сын Пашанга, происходит из рода Тура. В текстах 10-го в. (М. Нершахи, История Бухары, рус. пер. 1897) Афрасиаб выступает чародеем, который принадлежит к потомству царя Нуха (библейского Ноя). Миф о борьбе предводителя туранцев Афрасиаба против иранцев отражает реально-исторические набеги кочевых иранских (а позже тюркских) племён на поселения иранских земледельческих общин. В мифологии турок, азербайджанцев, узбеков, туркмен Афрасиаб – персонаж иранского происхождения, прародитель тюркоязычных народов, царь тюрок, богатырь, предводитель тюркских племён, совершавший завоевательные набеги на соседей» [ЭМНМ, 1988].
| | |
| | +——— Фаридун (Джамшид)
| | | |
| | | +——— Салм ст. ему – Рум и Запад
| | | | [3 – 2—е тыс. до н.э.]
| | | |
| | | +——— Тур (Ной) ср. ему – Чин (Китайс. Турк—н), Туран, убил Эраджа
| | | | | [3 – 2—е тыс. до н.э.]
| | | | |
| | | | +——— Шем (Сим, Пашанг)
| | | | | |
| | | | | +——— Арам (арамеи)
| | | | | | |
| | | | | | +——— Гефер
| | | | | | | |
| | | | | | | +——— Бактрийцы
| | | | | | |
| | | | | | +——— Маш
| | | | | | |
| | | | | | +——— Уц (построил Дамаск)
| | | | | | |
| | | | | | +——— Хул
| | | | | |
| | | | | +——— Арфаксад (Афрасиаб (потомок Ноя) мстит за Тура,
| | | | | | |
| | | | | | +——— Сала
| | | | | | | |
| | | | | | | +——— Евер
| | | | | | | | |
| | | | | | | | +——— Евреи
| | | | | |
| | | | | +——— Ассур
| | | | | |
| | | | | +——— Елам
| | | | | |
| | | | | +——— Луд
| | | |
| | | +——— Эрадж мл. ему – Иран и Арабистан
Рис. 16. Фрагмент Родословной славянских богов и народов [Тюняев, 2011a].
По древнерусской, или в случае учёта расселения указанных русских родов в восточном направлении, по азиатской мифологии, во 2 – 1 тыс. до н.э. в современной Центральной Азии произошли следующие события. У Джамшида родились три сына: Салм, Тур и Эрадж. Салму достались в управление западные по отношению к Турану земли и Рум. Туру – непосредственно Туран (Туркестан) и земли Сина. Эраджу – Иран. Это и есть те события, которые позже преподнесены в библии, как события, связанные с Ноем и его тремя сыновьями. В частности, у Тура был сын Шем, от которого пошли Арам и арамеи и его сын Гефер и бактрийцы, а также сын Шема Арфаксад (или Афрасиаб) стал отцом Салы, тот, в свою очередь, стал отцом Евера, от которого произошли евреи. Вот, в общем, и всё о происхождении евреев.
Неподготовленного читателя может несколько удивить место описанных событий – не Аравия, как утверждают сами евреи, а Туран. Но евреи утверждают такое только для чужаков, поэтому лучше опираться не на их утверждения, а на многочисленные исследования мифологий разных народов. Что в нашем исследовании мы и сделали. Базой для наших выводов является, в частности, Энциклопедия «Мифы народов мира», над которой трудились два академика РАН, выдающиеся специалисты в мифологии, истории и лингвистике – В.Н. Топоров и В.В. Иванов.
Как мы показали по ходу материала, да это известно и всем специалистам, народы и территории получали свои названия по неким мифологическим событиям, с ними связанным, а переименовывались вслед за другими знаковыми для конкретного региона событиями. Поэтом, если в добиблейский период Азия носила имя древнерусского мифологического персонажа Аза, то после устроенного Заххаком иудейского переворота некоторые азиатские местности были переназваны именами мифологических персонажей победившей популяции существ, то есть именами библейских героев.
А они пошли по линии Тура, именем которого названа Центральная Тартария, а также Туран, Туркестан, а потом и страна, в которую переселились потомки Тура, – Турция (именно поэтому прежнее название Турции – Передняя Азия). Именем Тура названа и Синитическая Тартария. Сейчас потомками Тура являются татары и некоторые арабы, поэтому среди них большое развитие получила распространение гаплогруппа R1a1 [ ], которая изначально относится к русскому народу. Но антропологически татары являются монголоидами – за счёт метисации по материнской линии. А арабы являются кавказоидами – также за счёт метисации по материнской линии.
Рис. 17. Фрагмент российской карты Азии
Среди библейских персонажей есть и такой, который носит имя ХАМ. Ему, по версии библии, достались южные земли. Если учесть, что земли к северу были заняты Московской Тартарией (см. рис. 4), то есть Северной Азией, то Центральная Азия, то есть земли Хама, действительно расположена к югу от Московской Тартарии. Как только библейская идеология стала в Европе доминирующей, а это состоялось в средние века, то религиозные учёные стали переименовывать некоторые географические названия в угоду своей религиозной доктрине. Так появились сдвоенные названия на географических картах. Названия типа «Тартария, или страна великого Хама». Этот процесс повторил предыдущую волну переименований, когда в авестийский период Азию переименовали в Тартарию.
Таким образом, изначально территория, названная по имени змея Аза, была переназвана по имени Тура в Тартарию, а после – по имени Хама в страну Хама. В свою очередь, местные формы мифологии отражали собирательные воззрения на происходящие в действительности в данном конкретном регионе события. И, если с Хамом связано южное направление относительно Турана и хамское поведение потомков этого самого Хама, то эти события имели место в реальной истории. Основанием для такого отождествления явилась волна метисации древних руссов, пришедших в туранские земли, с подтянувшимися с юга дикими монголоидами, находившимися к тому времени на стадии архантропов (стадия, следующая после обезьяны).
Хамы и стали продуктом такой метисации. С.И. Ожегов в своём словаре пишет: «Хам – (презр. и бран.) грубый, наглый человек» [Ожегов, 1992]. Д.Н. Ушаков в своём словаре пишет: «Хам – в языке дворян: человек, принадлежащий к низшим классам и лишенный потому всякого человеческого достоинства (презрит). Переносное значение: грубый, наглый и невоспитанный человек, готовый на подлости (разг. презрит, бран.)» [Ушаков, 1940]. Словари синонимов выдают одинаково: хам – варвар, простолюдин [Абрамов, 1999].
Однако в России, да и в Европе слово «Хам» начало приживаться только с середины 19-го века. Вот, например, цитата об истории этого слова: «Хам – …в начале 40-х годов употребление слова хам еще не было вполне устойчивым. Грот, прочитав это слово в письме к нему П. А. Плетнева, спрашивает своего корреспондента: «Вы употребили слово «хам»; что оно значит?» (Переписка Я. К. Грота с П. А. Плетневым. 1896, т. 1, с. 226). Плетнев отвечает: «Слово «хам» есть техническое и соответствует в моем употреблении слову «пошлый» или, как говорится в свете, unhomme tout fait ordinaire» (там же, с. 231)» [Виноградов, 2010].
О термине «Тартария»
М. Фасмер в своём словаре говорит о том, что слово ТАТАРИН на Руси было известно уже в 1229 году (Лаврентьевск. летоп. под 1223 г., Смол. грам. 1229 г.). В связи с чем он приводит такую этимологию: татарин – укр. татар, татарин, собир. татарва, др.-русск. татары, болг. татарин, сербохорв. татар, татарин, чеш., польск. tatar, чув. todar, tudar «татарин». Фасмер считает, что слово заимствовано из тат., чагат., тур. tatar, др.-тюрк. tаtаr. И это, по его мнению, от названия жителей страны на севере Китая [Фасмер, 1986]. То есть лингвист полностью подтверждает нашу версию, изложенную выше.
И в эту же этимологическую связку Фасмер включает и слово «татарка» – «гречиха», укр. татарка, чеш., польск. tatarka – то же, которые, по его мнению, происходят из польского заимствования из ср.-в.-н. tattelkorn, tatterkorn, нов.-в.-н. Tatterkorn «гречиха», также в датском и шведском языках. Напомним, гречиха появилась в Германии в начале 15-го века, куда её завезли из Средней Азии. То есть из тех мест, которые, как мы показали выше, в 15-м веке назывались Тартарией.
Отметим, что термин ТАРТАРИЯ и его производные перешли в термины группы ТАТАРИЯ (с утратой буквы «Р» в первом слоге) со временем. Так, например «Татарский пролив» ранее назывался «Тартарский залив» («Gulf of Tartary» на карте 1851 г.; англ. «Strait of Tartary»; исп. «Estrecho de Tartaria»), или как на карте 1745 года – все территории, поименованные на западных картах Тартариями, на русской карте названы Татариями [Карта: Азия, 1745] (см. рис. 17).
Теперь рассмотрим, какое этимологическое наполнение несёт термин ТАТАРИН, кроме того мифологического, которое указывает на происхождение от метисного-семитического Тура. В той же статье М. Фасмер также говорит, что монг. tatari, калм. tatr обозначает «заику». В латинском языке все слова, однокоренные с Tartary, имеют негативную окраску: Tartarus, Tartara, Tartorum – «Тартар, подземное царство, ад»; Tartarus = Tartareus – «тартарийский, подземный», в переносном значении «страшный», «жуткий». Корень Tart в английском языке обозначает «кислый», «терпкий», «едкий», в разговорном – «жена», «подружка» или «проститутка», а также «мальчик на содержании у педераста».
Во французском языке tartarin – разг. хвастун, бахвал, фанфарон. В английском – Tartar – монголо-татарин, дикий человек, человек необузданного нрава. В немецком – Tartüff – лицемер, святоша, ханжа. В немецком языке Täter – «виновник; преступник, совершивший конкретное преступление». Близость к осетин. тард – «изгнание», серб. терати – «гнать», ирланд. toir – «погоня» даёт возможность сделать вывод, что этимология «татары» обозначает кочевников, которые несли с собой преступления и встречались в районах Северного Китая и Манчжурии.
Немецкий язык особенно информативен в данном исследовании, поскольку часть немецкого этноса является азиатами, то есть тюрками-татарами, пришедшими с востока, из Приалтайского региона. Именно эта часть немецкого этноса представлена упомянутыми выше иудеями ашкеназами, именно эти немцы формировали гитлеровский Рейх, именно поэтому еврейский язык (идиш) на самом деле является всего лишь верхненемецким (южнонемецким) диалектом. В Германии, например, есть Хам (нем. Hamm) – коммуна в Германии, в земле Рейнланд-Пфальц, входит в состав района Альтенкирхен-Вестервальд, а также Кам (нем. Landkreis Cham) – район в Германии, входит в землю Бавария.
Так вот в немецком языке есть устаревшее диалектное слово «Tater», которое обозначает «цыган». Возможно, именно это слово проливает свет на то противоречие, которое, с одной стороны, почему в библейской мифологии Хаму достался Египет, а, с другой стороны, страна Хама на картах нанесена на месте Тартарии.
К такому же выводу мы пришли ранее, специально рассматривая этимологию названия страны Египет. Наш вывод тот же самый: «Египет – страна цыган-евреев» [Тюняев, 2008a]. В этой работе мы привели несколько слов: англ. Egyptian «египтяне» и Gipsy «цыгане», итал. egiziano, egizio «египтяне» и zingaro, zigano «цыгане», исп. egipcio «египтяне» и gitano, cingaro «цыгане» и др. Также указали, что существует работа «Yoors Jan. «The Gypsies». NY. 1983», которая описывает жизнь цыган, хотя в названии усматривается и слово «египтянин».
Это также объясняет и то, что в русских летописях постоянно говорится о том, что царь Сварог и вообще русские люди правили Египтом [Сказание, 1679]. С другой стороны внук Сварога – Богумир – управлял уже территориями к западу от Алтая. В то же время в Авесте приводятся многочисленные параллели между Сварогом и Зороастром [Тюняев, 2011a]. Если рассматривать в качестве Египта Тартарию – и Русскую Тартарию, и Центральную Тартарию – то всё становится на свои места.
Выводы
На основании изложенного можем сделать следующие выводы:
Названия территорий и народов исторически формировались от личных имён мифологических персонажей.
В добиблейские времена территории, страны и государства носили имена персонажей древнерусской мифологии. К таким, в частности, относится название Азии, образованное от имени древнего змея Аза (Яже, Юдо, Ше), который является осью Земли и держит её в космическом пространстве. Поэтому Азия первоначально находилась в междуречье Дона и Волги, то есть в Тульских и Рязанских землях.
После переселения древних руссов в восточном направлении Азиями стали называть места новых поселений. Так появилась Центральная Азия, Восточная и Западная. За ними и закрепился центр азиатской тяжести – Азия нового времени.
После того, как в Азии пришли к власти семитические кланы иудеев, сформированные метисацией древних руссов ашкеназов с народами монгольской расы, название этого региона претерпело изменение. Вместо Азии от Аза стала Тартария (Туран) от Тура. Впрочем, попытка переназвать Азию в Тартарию была предпринята возвысившимся в 15 – 16 веках западным христианством. Но она была слабо поддержана Россией, а после некоторого времени попыток такого переименования, картографы вернулись к старому и древнему, дохристианскому названия – Азия.
Кроме того, церковь через картографическую науку в средневековье предприняла попытку очередного переименования азиатских областей. Было инициировано новое название, образованное от имени библейского Хама, и Азия стала называться «Империей великого Хама». Хотя никакой империи, или даже любого государства, сформированного семитами-метисами, в этих местах не было.
После семитизации-метисации Азии, её население стало по большей части монголоидным, отсталым и по происхождению низкородным. Это закрепилось в термине «татарин», которым во всех языках именовались люди «татарской» национальности (метисы=семиты) с отрицательным наполнением этого термина. Часть азиатских народов получила этнонимы, образованные именно в этом ключе.
И последнее, никаких «империй», «государств» или других осознанных образований аналогичного плана на территории многочисленных «Тартарий» не было. Находящиеся ранее на этих территориях государства с приходом «татар» приходили в упадок и становились просто территориями. Что и закрепилось за этим термином: из «тартарии» пространство становится территорией – просто землёй.